Механическая передача, виды передач
Механической передачей называется механизм, служащий для преобразования и передачи механической энергии от устройства-исполнителя к энергетической машине. Чаще всего сопровождается изменением вида движения.
Механические передачи подразделяются на передачи зацепления и передачи трения.
Передачи зацепления в свою очередь делятся на:
- Цилиндрические зубчатые. Отлично подходят для механизмов со сложными режимами работы, очень надежные. Бывают прямозубыми, косозубыми и шевронными. Достоинства шевронных и косозубых – плавность и бесшумность работы, высокая надежность, но прямозубые просты в изготовлении и эксплуатации (а следовательно, дешевы);
- Конические зубчатые. Основное их назначение – смена направления кинетической передачи. По сравнению с зубчатыми обладают пересекающимися осями входного и выходного валов;
- Червячные зубчатые. В них используется особый винт, называемый червяком, который и переносит механическую энергию на зубчатое колесо. Бывают однозаходными и многозаходными. Их главное преимущество – высокое передаточное отношение, хотя и при низком КПД;
- Волновые. Работает по принципу сдвига одного колеса по отношению к другому на разницу в зубьях за один оборот генератора. Преимущество – высокое передаточное отношение, как и в случае с червячными редукторами;
- Винтовые. Винтовая передача преобразует вращающее движение в осевое или наоборот. Винтовые передачи делятся на скользящие и передачи качения. Применяются обычно в приводах станков и прессового оборудования;
- Цепные и ременные зубчатые. Основа такой передачи – гибкий элемент (цепь или зубчатый ремень). Может иметь как постоянное, так и переменное передаточное число.
Имеет очень широкий спектр применения (велосипеды, мотоциклы, сельскохозяйственная техника и т.д.);
Гипоидные. Передачи трения делятся на два вида – ременные и фрикционные.
Ременные. Как и цепная, использует гибкий элемент, но без зубьев, а за счет сил трения. Может иметь как константное, как и переменное передаточное число. Состоит из ведущего и ведомого шкивов и ремня (или нескольких ремней);
Фрикционные. Фрикционной передачей называется кинематическая пара элементов (валиков или колес), которая передает энергию путем трения. Трение в данном случае может быть сухое, граничное или жидкостное. Применяется в валах прокатных станков, колес транспортных средств и т.д.