Отличие червячной передачи от зубчато-винтовой
Механическая червячная передача осуществляется путем сцепления специального винта (червяка) и сопряженного с ним зубчатого (червячного) колеса. Как правило, колесо принадлежит к типу косозубых. Входной и выходной валы редукторов с червячной передачей чаще всего скрещиваются. Самый распространенный тип сборки – с углом скрещивания в 90 градусов. Червячная передача предназначена для увеличения крутящего момента и одновременного уменьшения угловой скорости.
Ведущим элементом данного типа передачи в подавляющем большинстве случаев является червяк, ведомым, соответственно, зубчатое колесо.
Что представляет собой червяк? Это винт со специальной резьбой, соответствующей резьбе профиля зубчатого колеса. В случае эвольвентного профиля колеса резьба червяка будет трапецеидальная. Червяк может быть однозаходный и многозаходный (из многозаходных наиболее распространены двух- и четырехзаходные). Также резьбы делятся на правые и левые – наиболее распространены правые.
По виду червяков (по форме их резьбы) выделяют два основных вида червячных передач: цилиндрические передачи и глобоидные.
Чем же отличается червячная передача от зубчато-винтовой?
- Начальный контакт звеньев обоих элементов происходит по линии, а не в точку. В отличие от косозубого колеса обод червячного колеса имеет вогнутую форму , способствующую некоторому облеганию червяка и соответственно увеличению длины контактной линии.
- Передаточное число (передаточное отношение) червячной передачи существенно больше, нежели у большинства зубчато-винтовых, к тому же при одинаковом передаточном числе червячного и зубчато-винтового редукторов первый будет обладать куда меньшими габаритами – то есть, гораздо большее компактным и удобным в транспортировке.
- Червячным передачам свойственны высокие потери мощности, что является их главным недостатком. Коэффициент полезного действия червячных редукторов на несколько порядков ниже любого другого типа передач сцепления. Также к недостаткам червячных передач относятся высокая склонность к заеданиям, к тому же заедания данного типа передач очень опасны для всего механизма в целом.
Из всего вышеизложенного не следует однозначное преимущество или отставание червячных передач по отношению к другим её типам. Все зависит от конкретных задач и сферы применения того устройства, в котором предполагается использовать червячную передачу.