Смазка червячного редуктора

Всего способов смазки вращающихся частей червячного редуктора четыре (три – для жидкой смазки и один для густой):

  • окунание;
  • разбрызгивание (масляный туман);
  • поливание;
  • консистентная смазка.

Рассмотрим каждый из них подробнее.
1) Окунание – самый простой и наиболее универсальный вид смазки. Вращающийся элемент (червяк или колесо) погружается в масло на допустимую глубину. Подшипники находящегося в масле звена частично также погружены в масло. Такой способ обеспечивает отличную смазку зацепления и одной пары подшипниковых опор. Вторая пара опор смазывается обычно с помощью масляного тумана (для редукторов небольших габаритов) либо с помощью специальных скребков, направляющих масло с колеса на подшипники.

Смазка окунанием отлично подходят для редукторов общего назначения, так как не требует дополнительных конструктивных улучшений (если речь не идет о редукторе с вертикальным расположением осей).

Потери на размешивание и разбрызгивание масла при данном виде смазки в редукторах общего назначения больше чем в специальных, поскольку уровень масла несколько выше.

2) Разбрызгивание (масляный туман) как вид смазки действует так – одетые на червяк или колесо брызговики при погружении в масляную ванну набрызгивают масло на вращающийся элемент. Также брызги создают масляный туман, что обеспечивает и смазку подшипников. При таком способе смазки потери на размешивание и разбрызгивание масла значительно меньше, чем при смазке окунанием, но при этом данный способ эффективен только для редукторов с нижним или боковым расположением червяка (при достаточной частоте его вращения).

3) Поливание. Применяется обычно для крупногабаритных редукторов специального назначения, а также в случае небольших объемов масляных ванн. Поливание выглядит следующим образом – лопастный или шестеренчатый насос делает забор масла из картера или специальной емкости и подает его в зону зацепления и в опоры всего механизма. Такой способ смазки охлаждает масло с помощью дополнительных емкостей, поэтому хорошо для мотор-редукторов без лимита термической мощи.

4) Консистентная смазка не требует никакого контроля своего уровня, и заменяется либо по истечении указанного срока, либо по результатам технических проб.